Вьетнамский новогодний рисовый пирог «баньчынг»: как готовят и как едят
Из легенды о вьетнамских рисовых пирогах мы знаем, что квадратный пирог «баньчынг» – символ Земли, а круглый пирог «бань зай» – символ Неба. Основные компоненты: рис, соевые бобы, свинина. Далее следует инструкция, как все это правильно соединить и приготовить, дабы блюдо обрело заложенный в него смысл, соединив стихии земли, воды, дерева, металла и огня.
Для приготовления квадратного пирога «баньчынг» используется специальная деревянная форма, периметр которой и определяет размер пирога, символизирующего землю. Форма выстилается листьями банана. На дно засыпается хорошо промытый рис. Приблизительно на 1/3 высоты формы. Рис плотно утрамбовывается кулачком. Поверх белого слоя риса насыпаются перетертые отварные желтые соевые бобы. Слой разравнивается и слегка приминается. В серединку кладется большой кусок свинины с полоской жира – так будет вкуснее, чем с постным мясом. Затем последовательность повторяется в зеркальном порядке: желтый слой соевых бобов и верхний белый слой риса на 1/3 высоты формы. После этого листья сворачивают, форму снимают и все перевязывают веревочками из лианы.
Круглый пирог «бань зай» готовится из тех же продуктов и в той же последовательности, только заворачивается круглым длинным рулетом. Итак, дары стихии земли в сборе. Все завернутые и надежно перевязанные пироги складываются в большой котел с водой. Появилась стихия воды. Большой металлический котел, как правило, устанавливают во дворе дома на открытом воздухе. Готовят на живом огне на дровах. Стихия дерева и огня. Дерево питает огонь. Крышку сверху придавливают большим поленом, чтобы держать пар внутри котла. Пироги варят 12 часов или 24 часа, в зависимости от исходного размера пирога. Маленький пирог имеет длину около 12 см и высоту 5-6 см, большой пирог имеет длину около 25 см и высоту 8-9 см.
Подают пироги на стол в завернутом виде. Затем развязывают узелки и стягивают веревочки лианы, которые прорезая листья и мякоть пирога, заменяют нож. Верхний слой риса на несколько миллиметров окрашен в светло-зеленый цвет, переданный ему листом во время многочасовой варки. Традиционно вьетнамцы ели «баньчынг» и «баньзай» холодным или комнатной температуры при помощи палочек.
Однако однажды кому-то пришла в голову мысль обжарить недоеденные в первый день праздника куски пирога. Потому в последние годы во второй день праздника вьетнамцы подают на стол жареный «бань чынг» и «бань зай».
Дарья Мишукова
востоковед
Автор книг «Вьетнам. Путешествие в страну драконов и фей» и «Таиланд. Королевство храмов и дворцов». За большой вклад в развитие культуры и туризма Вьетнама в 2012 году удостоена высшей награды Министерства культуры, спорта и туризма Вьетнама. Прошла обучение искусству тайской кухни по кулинарной программе при факультете домашнего хозяйства Рамкамхенгского университета в Бангкоке.