Опрос

Как следует бороться с бактериями на кухне?

Результаты

Loading ... Loading ...

Российские законодатели объявили войну вредным пищевым добавкам

Колбаса

В середине ноября в Госдуме планируют рассмотреть поправки в Закон «О защите прав потребителей». На этот раз бой, подобный тому, что уже идет против пальмового масла, будет дан глутамату натрия, сообщает Российская газета. Эту пищевую добавку Е621 используют как усилитель вкуса.

Она содержится во многом, что мы видим в продовольственных магазинах, говорят эксперты. И нередко производители злоупотребляют глутаматом. Да еще не пишут Е621 на упаковках. Авторы законопроекта предлагают все продукты с этой добавкой выкладывать отдельно от других, на специальных полках.

«В конечном счете, как представляется, снижение потребления таких продуктов вынудит производителя отказаться от широкомасштабного использования Е621, что сделает нашу нацию более здоровой», — указывают авторы документа в пояснительной записке. Само вещество, с точки зрения химии, правильно называется так: «натриевая соль глутаминовой кислоты». Традиционные продукты, где оно применяется в качестве добавки, — это различные приправы, лапша и пюре быстрого приготовления и всевозможные салаты на корейский манер.

В последнее десятилетие производители приноровились класть эту добавку куда вздумается: от снеков вроде чипсов или сухариков до колбас, сосисок, соусов, всевозможных полуфабрикатов и так далее. Нашелся он и в крабовых палочках, рассказывает руководитель экспертного направления НП «Росконтроль» Андрей Мосов.

По его словам, определить наличие глутамата в продукте бывает непросто. «Сказать, добавлена ли и в каком количестве глутаминовая кислота в продукт, точно нельзя — именно из-за ее природного содержания почти во всех продуктах. Но если в продукте ее больше, чем содержится во всем сырье, из которого он изготовлен, то можно сделать вывод, что, скорее всего, производитель использовал глутамат в качестве пищевой добавки», — рассказал он «РГ».

Глутамат добавляют в продукты со сложным составом, особенно содержащие суррогатные компоненты, которыми заменяют мясо, например, коллаген, растительную клетчатку, говорит Мосов. Это придает им вкус мяса. «Нет статистики по содержанию глутамата в продуктах, — отмечает эксперт «РГ». Многие производители могут вообще не указывать в составе своих продуктов факт наличия глутамата, замечает врач-диетолог Елена Соломатина.

«Однако регулярное потребление Е 621 особенно нежелательно для детей. Добавка может вызвать у них перевозбуждение, трудности с засыпанием, гиперактивность и так далее. Также у людей из-за глутамата притупляются вкусовые рецепторы. Обычная еда начинает казаться безвкусной, пресной. Могут начаться проблемы с лишним весом. В этом отношении было бы лучше контролировать себя и стараться покупать продукты без этой добавки», — говорит Соломатина.

«Для большинства из нас дополнительный натрий несет дополнительный риск развития гипертонии и связанных с ней болезней сердца и сосудов, — напоминает Андрей Мосов. — В продуктах, в которые добавляют глутамат, обычно и так много поваренной соли».

Сейчас в магазинах нет практики выделять продукты с определенным компонентом в отдельные секции. Обычно полки в сетевых магазинах распределяются по принципу оборачиваемости: чем популярнее товар, тем лучше у него место, рассказывает исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов. Ведь для магазина самое важное — насколько быстро полка высвобождается для новой партии. От этого зависит прибыль магазина.

«Прежде чем допустить товар на полку, изучается его доля на рынке, — говорит эксперт. — Продукт, который уже востребован у потребителя, попадает на полку прежде всего». Дальше начинают действовать маркетинговые решения. Даже крупный производитель может выходить на рынок с новым брендом, который не будет автоматически пользоваться популярностью. Поэтому компания доплачивает магазину за то, чтобы тот, например, выставил паллет с товаром прямо на проходе или выложил его вдоль очереди к кассе.

«На российском рынке есть около 4-5 миллионов наименований товаров. На полках самых крупных магазинов есть место для 40-50 тысяч позиций. Так что определенная конкуренция за полку между товарами есть», — указывает Карпов. По его словам, шанс, что подобные нововведения отобьют желание у производителей использовать усилитель вкуса, есть. Если товары с ним не будут продаваться, магазины откажутся их поставлять.

Автор нынешнего законопроекта уже выступал и с этой идеей. Но Россия теперь не может сама определять требование к маркировке продукции на своей территории — это право отдано законодателям Таможенного союза. Так что пока подобные инициативы откладываются: их нужно согласовывать с Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией.

Комментарии

CAPTCHA image
*